Особенностью этих диспетчерских систем является то, что взаимодействие управляющего диспетчера с персоналом управляемых объектов (электроподстанции, ЖД-станции,..) строго регламентировано отраслевыми стандартами и правилами. При этом эти правила содержат технические ограничения, обусловленные поддержкой аналоговых диспетчерских систем, используемых с 70-80-х годов ХХ века.
Для построения диспетчерских (и, вообще, телефонных) систем можно использовать две принципиально разные архитектуры: клиент-серверную и одноранговую (пиринговую).
Обзор современных диспетчерских IP систем показывает, что их разработка в основном сосредоточена на создании серверных систем с диспетчерским функционалом. При этом совершенно не уделяется внимание диспетчерским пультам, технические и эргономические характеристики которых и определяют комфортность работы диспетчеров в течение всей рабочей смены (считается, что диспетчер может осуществлять свои функции с любого системного IP телефона). Особняком стоит диспетчерская система OpenScape Xpert компании Unify (бывшая Сименс), пульты которой имеют самостоятельный дизайн в виде сенсорных моноблоков. Однако, независимое от сервера функционирование этих пультов не предусмотрено.
ПТК АОС «НАБАТ» построен по одноранговой архитектуре и уже имеет в своем составе терминалы многофункциональные (ТМФ) «НАБАТ» с сенсорным экраном и настраиваемым графическим интерфейсом, дизайн которых и предусматривает долговременную и удобную работу пользователей в оперативном режиме. Исходно, ТМФ «НАБАТ» работают как независимые устройства, внешние соединения которых и состав используемых приложений определяются программируемой конфигурацией.
Поэтому описываемое решение в основном определяет функционал подсистемы пультов, работающих в составе диспетчерской группы согласно выбранному диспетчерскому регламенту, и подключающихся к внешнему миру либо через шлюзы, входящие в состав ПТК АОС «НАБАТ», либо через внешнюю АТС, которая обеспечивает каналы связи. Далее диспетчерская подсистема пультов будет называться децентрализованным диспетчерским коммутатором (ДДК), что обусловлено ее архитектурой.
Вариант работы через внешнюю АТС помимо взаимодействия внутри группы пультов определяет правила взаимодействия с внешней системой. ТМФ «НАБАТ» имеет возможность подключаться к внешним системам в режимах SIP client и SIP trunking.
Решение на базе децентрализованного диспетчерского коммутатора на базе ПТК АОС «НАБАТ» показало верность подхода к выбору архитектуры комплекса как распределенной и децентрализованной. При минимальной адаптации «железа» основной вес разработки ложится на программное обеспечение комплекса, что при наличии больших опыта и возможностей позволяет достичь высоких результатов. При минимуме усилий развернутую у Заказчика систему на базе ПТК АОС «НАБАТ» можно дополнить новыми функциями или принципиально перестроить на выполнение новых задач.